План районного
методического объединения учителей истории и обществознания
на 2016 - 2017 учебный год.
Руководитель: Игнатенко Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ "Верх - Суетская СОШ"
Методическая тема МО гуманитарного цикла
Особенности преподавания истории и обществознания в условиях развития общества и модернизации системы образования
Цель методической работы
Содействие повышению качества преподавания истории и обществознания педагогами и создание условий для повышения компетенции участников педагогического процесса в условиях модернизации системы образования.
Задачи
- Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников в соответствии со стандартами нового поколения.
- Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
- Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
- Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
- Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
- Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению), ОГЭ и ЕГЭ по предметам , отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ и ЕГЭ.
- Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.
Направления деятельности по методической теме:
- Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении предметам . Воспитание успехом.
- Использование учителями ИКТ, исследовательских, проблемных методов обучения, здоровьесберегающих технологий, внеурочной деятельности при организации системно-деятельностного подхода в реализации основных направлений ФГОС.
- Борьба за чистоту родного языка, повышение грамотности обучающихся. Умение обучающихся работать с учебным материалом и пополнять свой словарный запас.
- Повышение результативности личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков. Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Состав методического объединения
- Игнатенко Л.Н.- руководитель методического объединения..
- Ивакина О.С.
- Червонная Н.П.
- Ковшарова Л.Н.
- Захарова Л.И.
- Мазанько И.И.
Организационно - педагогическая деятельность
Задачи:
- повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи общеобразовательного учреждения;
- создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
П/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственный
|
1
|
Анализ деятельности МО за 2015-2016 учебный год и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.
|
август
|
Руководитель МО
|
2
|
Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО
|
август
|
Руководитель МО
|
3
|
Проведение заседаний МО
|
1
|
Руководитель МО
|
4
|
Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаниях районных предметных секций и методобъединений.
|
1 раз в четверть
|
Члены МО
|
|
Составление плана работы МО на 2017-2018 учебный год
|
июнь
|
Руководитель МО
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Формирование банка данных педагогической информации (методический материал). 2.Разработки сценариев по внеклассной работе.
3.Олимпиадный материал.
4. Доклады, с которым учителя – предметники выступают на МО и других мероприятиях.
5. Формирование портфолио.
6.Пополнение методическим материалом персональных сайтов учителей МО гуманитарного цикла.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Проверка обеспечения учебниками обучающихся школы.
2. ИКТ компетентность.
3. Анализ использования учебного оборудования в педагогической деятельности учителей МО гуманитарного цикла.
4.Анализ участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней и направлений в рамках предметов гуманитарного цикла.
5. Анализ результатов пробных и выпускных экзаменов в формате ОГЭ и по предметам гуманитарного цикла.
6. Анализ состояния и результативности деятельности МО
7. Самоанализ педагогической деятельности.
ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Проверка документации о наличии и ведении тетрадей по истории, обществознанию, английскому языку, русскому языку, литературе, географии.
2.Проверка состояния преподавания предметов гуманитарного цикла
План заседаний МО
№
|
Тема
|
Ответственные
|
1
|
МО Анализ деятельности МО за 2015-2016 учебный год и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.
|
Учителя предметники
|
2
|
Семинар
|
Учителя ВССШ
|
3
|
Семинар
|
Учителя АСШ
|
4
|
Семинар
|
Учителя БСШ
|
Подготовка к ОГЭ в 9 классе
№
|
Содержание работы
|
Месяц
|
Ответственные
|
1
|
Участие в пробных экзаменах в формате ОГЭ .
|
март-апрель, декабрь
|
учителя-предметники
|
2
|
Проведение работы с родителями: индивидуальные собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации.
|
сентябрь, январь, март
|
Учителя-предметники
|
3
|
Проведение индивидуальных консультаций по пробелам в знаниях обучающихся выпускных классов.
|
в течение года
|
Учителя-предметники
|
4
|
Работа с бланками КИМ ОГЭ .
|
в течение года
|
Учителя-предметники
|
5
|
Выполнение запланированных мероприятий общешкольного плана по подготовке обучающихся к ОГЭ.
|
в течение года
|
Учителя-предметники
|
Организация работы с одаренными детьми:
1.Подготовка к школьным, районным, областным предметным олимпиадам
2.Подготовка к школьным, районным, областным научно-практическим конференциям
3.Подготовка к школьным, районным, областным, Всероссийским конкурсам
4.Участие обучающихся в интернет олимпиадах и конкурсах
Руководитель Игнатенко Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ "Верх - Суетская СОШ"
на 2015-2016 учебный год
I.Характеристика педагогических кадров МО гуманитарного цикла на 2015 - 2016 учебный год.
№
|
Ф.И.О.
|
образование
|
педстаж
|
Стаж в школе
|
Категория
/разряд/
|
1.
|
Игнатенко Лариса Николаевна
Руководитель РМО
Учитель истории и обществознания МБОУ «Верх-Суетская СОШ»
|
высшее
|
20 лет
|
20 лет
|
первая
|
2.
|
Червонная Надежда Павловна
Учитель истории и обществознания МКОУ «Александровская СОШ»
|
высшее
|
12 лет
|
12 лет
|
первая
|
3.
|
Ковшарова Людмила Николаевна
Учитель истории и обществознания МКОУ «Александровская СОШ»
|
высшее
|
8 лет
|
8 лет
|
первая
|
4.
|
Ивакина Ольга Сергеевна
Учитель истории , завуч по воспитательной части МБОУ «Верх-Суетская СОШ»
|
высшее
|
20 лет
|
20 лет
|
первая
|
5
|
Ходарина Маргарита Владимировна
Учитель истории и обществознания МКОУ «Нижне- Суетская СОШ»
|
Среднее специальное
|
10 лет
|
10 лет
|
первая
|
II. Анализ работы РМО учителей истории и общствознания за 2015 -2016 учебный год.
В 2015-2016 учебном году МО гуманитарного цикла продолжило работу по реализации проблемы . Методическая проблема секции: «Формирование ключевых компетенций у учащихся с применением ИКТ на уроках истории и обществознания». Над данной проблемой члены секции работают два года. Успешно идет освоение и применение ИКТ на уроках . ИКТ стали неотъемлемой частью работы учителей секции. Методически грамотно идет работа с учебными дисками, ЦОРами, ресурсами интернет. Кабинеты истории обеспечены компьютером, проектором.
Методическая работа секции строилась в соответствии с разработанным и утвержденным членами МО планом. С данной целью учителями были рассмотрены и обсуждены вопросы из опыта работы Игнатенко Л.Н. «Алгоритм выполнения заданий части С7 (ЕГЭ) по истории», «Блочно-модульная система обучения истории в старших классах, как средство повышения качества знаний и степени обученности учащихся»; из опыта работы Червонной Н.В. «Формирование информационных компетенций на основе ИКТ на уроках обществознанания». На заседаниях МО рассмотрены такие методические проблемы: «Формирование исследовательских компетенций через исследовательский метод обучения и исследовательскую работу учащихся, «Проектный метод обучения» знакомство с опытом работы учителей школы, опытом учителей соседних школ, «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.».
В течение всего учебного года у учителей проводилась работа по подготовке учащихся к экзаменам ГИА, ЕГЭ. «Важнейшей задачей учителя – предметника является отслеживание успеваемости, качества и СОУ учащихся по предмету. Учителями велся мониторинг учебной деятельности как за четверти и полугодия, так и по контрольным работам, тестам и срезам.
В школах района прошли недели истории.
В целом недели прошла успешно. Необходимо сделать наибольший акцент на упущенных моментах.
Рекомендации:
- Пропагандировать патриотизм, гордость за свое отечество и увлекать ребят предметом через активные формы работ.
- Шире привлекать ребят к участию в предметной неделе.
- Создать фонд фото и информационных материалов.
Заключительным актом недели должно быть общешкольное мероприятие (конференция, исторический вечер).
Работа с одаренными детьми ведется при подготовке к Олимпиаде, при проведении предметной недели, при участии в районых, областных и всероссийских конкурсах. Учителя секции повышают методический уровень через курсы повышения квалификации.
Таким образом, работу РМО учителей истории и обществознания можно признать удовлетворительной. Можно отметить успешность участия в районный олимпиадах, положительную динамику участия учащихся в разных конкурсах под руководством учителей секции, успешность внедрения ИКТ в учебный процесс.
Исходя из выше изложенного анализа работы, МО учителей истории и обществознания ставит следующие задачи на новый учебный год:
· Совершенствовать содержание и технологию деятельности учителя по развитию мотивационной сферы учащихся, общеучебных и специальных умений и навыков на основе диагностики и мониторинга.
· Обеспечить качественный уровень подготовки школьников, развивать предметные компетенции учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, подготовки к ГИА и ЕГЭ.
· Создать систему педагогического мониторинга, как основы повышения качества обучения учащихся, компьютеризации, информационного обеспечения учебного процесса.
· Создать дополнительные условия для развития творческого потенциала, исследовательских умений и навыков педагогов и школьников, для их совместной продуктивной деятельности.
· Развивать личностные коммуникативные и другие способности учащихся с включением в их деятельность клубов, проектов, программ.
· Изучать систему работы аттестующихся учителей.
· Способствовать реализации проблемы РМО «Формирование творческой социально-ориентированной личности» через заседания РМО, проведение методических недель, творческих отчётов, «Круглых столов», открытых уроков, привлечения учащихся к участию в исследовательской деятельности.
· Дифференцировать работу с учащимися на уроке, работать со слабыми учащимися, развивать творческий потенциал сильных учащихся.
· Воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
· Формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями и ценностями.
· Изучение и анализ стандартов второго поколения.
· Сбор и накопление практического материала:
открытые уроки, внеклассные мероприятия.
Систематизация материалов для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Создание индивидуальных маршрутов учащихся и отслеживание успешности обучения.
Внедрение в учебную деятельность учащихся проектную деятельность по предмету.
Творческие работы учащихся
Создание электронных портфолио учителей.
Методические рекомендации, передовой опыт учителей России, изучение новых программ.
III..Цели РМО в изучении истории и обществознания в основной школе:(Основная школа)
· Воспитание патриотизма, уважения к истории традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоений знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этническими традициями;
· Формирование толерантного отношения к представителям других народов, рас, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии на основе применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах и социальных норм и ценностей.
- (Среднее /полное / общее образование)
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирной историческом процессе;
· Совершенствование умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к реальности, соотносить свои взгляды с исторически сложившимися мировоззренческими системами;
· Формирование исторического мышления- способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, явлений личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам.
План работы МО гуманитарного цикла на 2015 -2016 учебный год.
|
Мес.
|
Участие МО в методической работе школы
|
Тематика заседаний МО
|
Внеклассная работа, идив.раб.и профильное образование
|
Диагностическая и
аналитическая работа
|
Методический арсенал
|
август
|
семинар
|
Итоги работы РМО за 2014-2015 уч.год, задачи на 2014-2015уч.год
|
|
Анализ работы за год.
|
|
сентябрь
|
Утверждение тем самообразования
|
Заседание РМО.
Утверждение плана работы, Утверждение календарно-тематического планирования, новых учебных программ, организация творческих микрогрупп. Выбор педагогами тем по самообразованию
Утверждение методической темы школы, тематики педсоветов,
|
Утверждение программ элективного курса, краеведческого кружка.
|
Анализ работы за истекший год. Задачи.
|
Стандарты образования.
Программы элективных курсов.
|
Октябрь
|
Работа с одаренными детьми
Конкурс « Учитель года»
|
Круглый стол членов МО « Формирование универсальных учебных действий на уроках»
Школьная олимпиада
|
Работа с одаренными и высоко мотивированными учащимися, подготовка к школьной олимпиаде.
|
Итоговые к\р.
Диагностика.
Подготовка и проведение 1тур школьной олимпиады.
|
Олимпиадные задания для учащихся.
|
Ноябрь
|
Участие в районных олимпиадах
|
Районный семинар . «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА на уроках обществоведческого цикла»
Проведение открытых мероприятий для педагогов района, представление собственного опыта работы аттестуемыми учителями.
Конкурс «Учитель года»
|
Проведение 1 тура школьной олимпиады.
Составление заявки на участие во 2 туре (районной)
олимпиады.
|
Анализ 1 тура олимпиады. Отчет о занятых местах. Выполнение учебных программ.
Итоги I учебной четверти.
|
|
Декабрь
|
Семинар в МБОУ «Верх-Суетская Сош»
|
Оформление портфолио
|
Подготовка и участие в краевой олимпиаде.
.
|
Анализ 2-го тура олипиады.
Мониторинг образовательного процесса по результатам контрольных работ во 5-11-х классах.
|
Из опыта работы. ЕГЭ по обществознанию и истории. Типичные ошибки выпускников.
|
Январь
|
|
РМО Составление графика контрольных работ, предметных недель и открытых уроков на 2 полугодие.
|
Планирование мероприятий.
|
Итоги работы РМО за I полугодие:
анализ результатов мониторинга качества образования и прохождения программ за I полугодие;
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА- работа с КИМами.
|
Опыт работы учителей школы
КИМы
|
Февраль
|
Месяц патриотического воспитания
|
. Планирование работы и проведение недели истории и обществознания МО«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство его качества.»
|
Работа по подготовке учащихся к экзаменам ГИА,
ЕГЭ
|
Опыт учителей по данной проблеме.
|
Материалы Интернет ресурсов, методического журнала, методических новинок.
|
март
|
Семинар в МКОУ « Александровская СОШ»
|
|
Работа по подготовке учащихся к экзаменам ГИА,
ЕГЭ
|
Итоги 3-ей четверти.
Анализ к\р.
Мониторинг по обществознанию в 8-11 кл.
Взаимопосещение уроков.
|
Стандарт по обществознанию
КИМы по истории и обществознанию
|
апрель
|
Индивидуальная работа с уч-ся. Работа со слабыми (работа МО)
Методический совет: анализ результатов использования индивидуальных образовательных маршрутов в работе с одаренными детьми, проблемы, пути их решения.
|
Заседание МО « Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА. Психотехника релаксации учащихся».
|
Работа по подготовке учащихся к экзаменам ГИА,
ЕГЭ
|
Проверка и утверждение экзаменационного материала
|
Опыт работы учителей цикла.
«Вестник образования»
Обзор методической литературы, периодических журналов
|
май
|
1.Реализация программы «Одаренные дети»
Заседания МО.
|
Заседания РМО.» Анализ работы РМО учителей истории и обществознания за год.
Подготовка к РМО«Одаренные дети»
|
.
|
Уровень обученности выпускников (9, 11 классов)
|
Обзор методической литературы, периодических журналов., сайтов интернет. Материалы ЕГЭ и ГИА по обществознанию и истории.
|
июнь
|
|
|
Подготовка кабинетов к новому учебному году»:
|
Планирование работы МО на будущий год.
Проведение экзаменов по выбору учащихся.Мониторинг .
|
Обзор методической литературы, периодических журналов.
Заявка учебников на новый учебный год в соответствии с федеральным перечнем.
|
|